Грачевник на Крутихе

Грачевник на Крутихе

Грачевник на Крутихе

В городском парке культуры и отдыха началась реконструкция. Вот и дождались шуяне события, о котором мечтали с начала нынешнего века. К двухтысячным из горсада исчезли любимые многими поколениями качели-лодочки, парашютная вышка, цепочные карусели и ракеты, звездочка. Закрылись тир и буфет, а летний кинотеатр перешел в частные руки. Изрослись и постарели деревья, потрескался и рассыпался асфальт аллей и дорожек. Словом, любимое место отдыха горожан утратило свое радостное очарование…

473 дня назад (23 августа, 21:45)
Источник: Шуйское время

Березовая роща на высоком берегу Тезы испокон века была местом отдыха и народных гуляний шуян. С середины XVI века и до второй половины XVIII века эти земли принадлежали Шуйско-Троицкому мужскому монастырю. Обитель была достаточно известна и почитаема. Среди ее вкладчиков значились русские цари и известные князья: Иван Грозный, Михаил Фёдорович Романов, Дмитрий Пожарский, князья Шуйские, Горбатые. На крутихе - высоком берегу Тезы -монахи разбили большой фруктовый сад и огород. Но в 1764 году монастырь был упразднен, на его месте открыли Троицкое кладбище. А рядом с бывшим монастырским садом стали хоронить старообрядцев.
Несмотря на такое соседство, шуяне любили гулять в оставшейся монастырской роще, ласково именовали ее «грачевниками на крутихе». Так что идея разбить здесь городской парк, казалось, сама витала в воздухе. Озвучил и реализовал ее гласный Шуйской городской Думы, купец II гильдии Василий Матвеевич Чернышёв. 6 апреля 1872 года он обратился к городскому голове Неофиту Леонтьевичу Калужскому с заявлением: «Ныне, когда представлено общественному управлению большая против прежнего самостоятельность, то, по моему мнению, пришло время позаботиться о благоустройстве общественного сада». Предполагаемым местом для его устройства указывалась так называемая Крутиха. Обустраивать место отдыха предполагалось на добровольные пожертвования. Городская Дума идею поддержала, а В. М. Чернышёву поручила организовать работы по устройству сада, назначив его директором-распорядителем (как говорится, инициатива наказуема).
В мае 1872 г. была открыть подписка для добровольных пожертвований на устройство сада. Список открыл А.А. Посылин - 150 рублей. В числе жертвователей известные шуйские меценаты и общественные деятели: Попов, Листратов, Щеколдин, внесшие по 100 рублей. Сам В.М. Чернышёв внес 15 рублей. Всего было собрано 1970 рублей.
На эти деньги за летний сезон было высажено 900 саженцев липы и восемь сосен, установлено и окрашено 33 лавочки. Территорию сада обнесли оградой (палисадником в 600 м), соорудили ворота. Дорожки были засыпаны щебнем, о чем В.М. Чернышёв докладывал 1 декабря 1872 г. членам городской управы. В его докладе скрупулезно подсчитаны все, даже копеечные и «нецелевые» траты, собранные по подписке денег. Так, «навозу коровьего приобретено - 24 ушата по 10 копеек, за окраску 33 лавочек по 30 копеек. Караульному - 13 рублей, водовозу – 6». И даже «на чай в разное время дано 5 рублей».
Вместе с тем, первый директор-распорядитель городского парка отмечал, что обустройство сада еще не закончено, и «он может пострадать от неблагонамеренных людей». Он также подчеркивал, что «следовало бы отделать несколько куртин (клумб), насадить цветов». Требовали ухода и полива саженцы, еще не была покрашена ограда. На эти цели городская Дума ассигновала 500 рублей. И выразила В.М. Чернышеву «полную благодарность» за его деятельность «к доставлению приятного удовольствия гражданам».
В летний сезон 1873 г. обустройство городского сада на Крутихе было продолжено. Был объявлен конкурс на устройство по утвержденному плану и фасаду павильона и платформы для танцев, с правом содержать в том павильоне буфет. «План и фасад» были составлены городским архитектором Эвертом. Требования были достаточно высокие и изысканные. Так, по обеим сторонам павильона предполагались две открытые террасы с лестницей и перилами. Стены нужно было обшить кровельным тесом на «польский манер», само здание - выкрасить коричневой краской, а крышу – зеленой. В павильоне должны были располагаться комната для дам, отхожие места для мужчин, помещения для игр в бильярд и кегли, буфет.
Подрядные торги выиграл купец второй гильдии Григорий Павлов Кувшинов. По большому счету он подкупил городские власти, уступив городу арендуемое им для гостиницы общественное здание под женскую прогимназию, и отказался от возмещения затрат. Но выдвинул условие - предоставить ему «исключительное и единственное право на содержание буфета в городском общественном саду, торговать квасами, кислыми щами, разными водами, всякого рода прохладительными напитками, фруктами и сластями».
Павильон был выстроен с левой стороны от главной аллеи сада. Но просуществовал недолго. В 1877 г. по ходатайству городского Общественного собрания строится новый, более просторный. Связано это было с возросшими запросами горожан. Уже на третий сезон работы городского сада они озадачились организацией музыкальных вечеров, для чего из Иваново-Вознесенска выписали духовой оркестр. Он игра два раза в неделю по воскресеньям и четвергам с 19 часов. К сожалению, это культурное нововведение привело к разделению общественного сада на две части: с платным и бесплатным входом (поскольку оркестрантам надо было платить). Это вызывало немало нареканий со стороны горожан, чьи интересы лежали вне сферы дворянского и купеческого сообществ.
В 1907 году павильон в городском саду сгорел. Но, к счастью, он был застрахован. И этих денег хватило на возведение нового. Его решили установить на новом месте, так завеваемой «яме», в конце главной аллеи сада. В новом павильоне был уже зрительный зал со сценой и гримуборными для артистов, большая и малая столовые, буфет, бильярдная и карточная комнаты, библиотека с читальным залом. Построило это задуманное с размахом здание Благородное собрание. Новое помещение стали именовать «Ротондой». А на месте сгоревшего павильона Общественное собрание Шуи выстроило свой «досуговый центр». Был он во много раз скромнее. И все же там было место для танцев и оркестра, бильярдная, буфет, столовая, читальня.

Из газеты «Старый Владимирец» от 23 мая 1909 года:
«Площадь перед городским общественным садом, носившая в доброе старое время название «Крутиха», теперь, в праздничные дни, кишит народом. Трактиры и лавки заперты. Идти некуда. Поневоле всех тянет на «Крутиху». Здесь старый и малый, преимущественно простонародье. Лихо вертится карусель под звуки разбитого турецкого барабана. Бойко торгуют с полочков мелкие торгаши, предлагая подсолнухи и свои доморощенные, разных окрасок «фруктовыя» воды. А справа и слева готовятся еще два увеселительных места: электро-театр «Орион» и цирк г. А. Сур. Цирк большой как по своей вместимости, так и по количеству труппы, с преобладающим числом женского персонала: наездниц, гимнасток, балерин и проч.»

Оба павильона по загадочной причине практически одновременно сгорели в 1919 г. В 1930-е на месте «Ротонды» построили деревянный театр. Его сменило кирпичное здание летнего кинотеатра, выстроенное в 1950-е годы. Во время реконструкции городского парка в 1973 г. летний кинотеатр перестроили под лекционный зал и зал для выступления артистов эстрады в ненастную погоду. Ну, а в конце 1990-х оно попало под приватизацию, да так и осталось без заботливого хозяина, и по сей день стоит заброшенным.
Пожалуй, первая масштабная реконструкция городского сада произошла в послевоенное время. В 1952 году его территория с юга и востока была расширена за счет старообрядческого кладбища и храма. Сейчас на месте прежнего старообрядческого кладбища – танцплощадка и аттракционы. (Во истину танцы на костях!). А в храме, несколько раз перестроенном и лишенном надворных построек, ограды - административные помещения и гараж городского социально-культурного комплекса, в чьем ведении находится городской парк. Страшная судьба настигла и уникальный иконостас старообрядческой церкви. В 1946 г. он был передан в Иваново в деревянную Успенскую (Казанскую) старообрядческую церковь. И сгорел вместе с ней в 2015 году.
Но вернемся к истории городского сада. Тогда же, в 1950-е, его наполнили не только аттракционами, но и скульптурами, беседками, фонтанами. Тут и там высились фигуры, рабочих и работниц, отличников ГТО. И, конечно же, на центральной аллее при входе в парк выше всех поднималась статуя И.В. Сталина. В 1961 г. в эпоху развенчания культа личности ее заменили на стоявшую в саду поблизости скульптуру «Девушка с кувшином». А при перепланировке 1974 года из сада металлистов в городской парк привезли отлитую в металле композицию «Три грации». Ее и поставили вместо вождя народов.
А вот постамент остался прежним. Поэтому знаменитая парковая скульптура середины XIX века, вольная копия «Трех харит» французского скульптора XVI века Жермена Пилона, несколько неестественно смотрится на высоком пьедестале. Ее место скорее в тенистой аллейке, на небольшом постаменте, так, чтобы быть вровень с прогуливающимся зрителем, завораживать его застывшей грацией женской гармонии и красоты. На это и рассчитывал любвеобильный фабрикант М.А. Павлов, приобретая копию известного французского мастера.
По бокам от монументальной скульптуры «Три грации» установлены два декоративных фонтана «Сельская идиллия», почему-то превращенных в клумбы. Готовясь к приезду цесаревича Александра (будущего императора Александра II), шуяне усердно украшали город. Купцы Киселевы через знакомого им художника В.А. Тропинина купили в Москве у Ивана Петровича Витали два декоративных чугунных фонтана с детскими фигурками. Скульптурные группы играющих детей с атрибутами сельской жизни символизировали «сельскую идиллию». Фонтаны стояли в саду при особняке Киселевых (ныне пл. Ленина, 11), где останавливался цесаревич. Позднее Киселевы разорились, особняк был продан городу, а фонтаны в конце XIX века перенесли в городской общественный сад. Отметим, что аналогичный фонтан работы И.П. Витали стоял в Москве перед зданием Большого театра.
При входе в городской парк посетителей встречают два мраморных льва. Раньше они сторожили ворота усадьбы фабрикантов Рубачёвых (пл. Ленина, 7). Затем подбадривали спортсменов на стадионе «Спартак», и вот в 1974 г. оказались у входа в городской парк. Предполагают, что скульптуры изготовлены в мастерской того же И.П. Витали в Москве. Правда, за нескончаемыми слоями побелки благородного мрамора не видно. Может, при нынешней реставрации им вернут первозданный вид…

Планировка Шуйского городского парка основана на лучевой системе липовых аллей, которые расходятся в северном направлении от центральной площадки у входа в парк. Осью композиции служит главная широкая длинная липовая аллея (по типу «темных аллей). В насаждениях преобладает липа сердцелистная. В северной части парка – два экземпляра липы широколистной. Наряду с липой в парке выделяется несколько групп березы повислой, клена американского несколько экземпляров дуба черешчатого, тополя, лиственницы сибирской.
В целом во флоре парка отмечено около 70 видов сосудистых растений, среди них 3 вида относятся к редким, нуждающимися в охране, которые включены в Красную книгу Ивановской области. К ним относятся осока волосистая, ландыш майский, колокольчик.
Животный мир достаточно богат и разнообразен: зафиксировано 42 вида птиц, остромордая лягушка, из рептилий - ящерица живородящая.
Площадь парка 4,6 га.

Подготовил Алексей ВАСИЛЬЕВ.
Фото из частных коллекций.


Обсуждение

0
Герман Булюкин
С большим интересом прочитал рассказ о зарождение парка на Крутихе и дальнейшей его судьбе
Имя 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений