Передайте пятак на билет

Передайте пятак на билет

Передайте пятак на билет

Пожалуй, история появления и развития пассажирских перевозок - своего рода феномен в жизни всего человечества. Ведь пассажирский транспорт возник даже ранее, чем люди изобрели колесо. 

539 дней назад (3 августа, 00:20)
Источник: Шуйское время

Знатные представители многих древних цивилизаций передвигались по улицам на носилках.  В те древние времена ходить по земле считалось признаком низшего сословия. И богачи Египта, Китая, Римской империи передвигались на носилках под роскошными балдахинами, которые защищали их от пыли, смрада улиц, палящего солнца и завистливых взглядов. 
Коммерческие перевозки пассажиров также пришли к нам из глубины веков. Первые переправы через легендарную реку Нил осуществлялись за вознаграждение. 
С изобретение колеса человечество получило не только повозки и телеги, но и кареты, дилижансы, которые с комфортом могли осуществлять перевозки на солидные расстояния. 
Предшественниками современных автобусов в Европе стали почтовые кареты, которые были изобретены в Венгрии в XV веке. Также  предшественником автобуса можно считать французский омнибус (в переводе - транспорт для всех). В 1672 эта конная повозка начала курсировать по строго определенным маршрутам в Париже и его пригородах. Для этого транспорта было составлено первое в истории  расписание движения. 
Телеги и сани вошли в историю как первое транспортное средство для перевозки пассажиров в России. А первым видом общественного транспорта в российских городах были повозки извозчиков - прообраз современных таксомоторов. Частный извоз как особая услуга возник в крупных российских городах в XVII веке, а еще через 100 лет появились профессиональные извозчики. У них уже были специальные повозки «Пролетки», более удобные для поездок, чем телеги. Перевозки производились как в черте населенных пунктов, так и далеко за их пределы. 
В XVII веке в России в крупных городах появились и прообразы современных автобусов, так называемее «Линейки» - открытые повозки, запряжённые лошадьми. Прозвали их «Линейками» за то, что посадочные места располагались в одну линию, и пассажиры сидели боком по направлению движения. 
В Шуе и на территории современного Шуйского района извоз как частный промысел возник достаточно давно. И был неплохо развит. Это объясняется удаленностью населенных пунктов от транспортных артерий того времени. Извозом занимались жители села Васильевское, селений Перемилово, Лихушино, Чернцы. 
Они осуществляли перевозку грузов и пассажиров по двум основным дорогам: Владимир-Шуя-Лух-Волга и Москва-Клязьма-Суздаль-Шуя-Лух. Последняя получила название «Стромынка».  По ней ездили до середины XIX века. В последствии сообщение между городами было переведено на так называемые «Аракчеевские тракты» - благоустроенные шоссейные дороги. Кстати они на территории современной Ивановской области во многом совпадают с современной сетью автомагистралей. Для охраны пассажиров и грузов от разбойников на тракте были организованы на расстоянии 5-10 верст друг от друга бекеты – стоянки, где дежурили крестьяне из соседних деревень. 
Извоз в Шуе успешно просуществовал до середины 30-х годов ХХ века, когда учреждения и  организации города стали активно переходить на автомобильный транспорт. Именно к этому периоду относится создание городского автотранспортного комбината. Интересно, что некоторые организации Шуи, к примеру трест столовых, практиковали гужевые перевозки до конца 1980-х годов. 
Первые пассажирские автобусы на улицы Шуи вышли в 1936 году. Это были машины «ЗИС-8» городского автотранспортного комбината. А первый автобусный маршрут связал нынешний Центральный рынок и вокзал.  
 
«ЗИС-8»  – советский городской автобус на шасси грузовика ЗИС-11. Выпускался на Московском автомобильном заводе им. Сталина с 1934 по 1936 год. Кузов автобуса имел деревянный каркас, обшитый металлом. В салоне могли разместиться до 30 человек.  
 
С 1940 года в Шуе было организовано регулярное пассажирское автобусное движение. Введены два маршрута: «А» и «Б». Они соединили окраины города с его центром. Напротив Центрального рынка была обустроена автобусная станция. Отсюда же уходили автобусы на Южу и Пестяки. 
В годы Великой Отечественной войны перевозки пассажиров прекратились. Все автобусы были мобилизованы. 
В послевоенные годы на улицы Шуи вышли автобусы марки «ЗИС-155» и знаменитый «ЗИЛ-158», впоследствии сменивший имя на «ЛиАЗ-158». На московском заводе имени Лихачева сконцентрировались на выпуске грузовиков, а сборку пассажирского транспорта перевели на специально выстроенный завод в подмосковном Ликино-Дулево. 
 
8-метровый ЗИС-155 мог перевозить 50 пассажиров (28 сидячих мест). Двигатель ЗИС-124 мощностью 90 л.с. разгонял машину до 70 км/ч. «ЛиАЗ-158»  отличался удлиненным на 770 мм кузовом с увеличенной до 60 человек  вместимостью (32 места для сидения), дизайном. 
 
Со временем парк городского пассажирского автохозяйства значительно расширился. К началу 80-х годов прошлого века Шуйское пассажирское автопредприятие обслуживало 11 городских  и более 40 внутрирайонных, междугородных и межобластных  маршрутов. В автопарке существовало своего рода разделение труда. На городских маршрутах использовали автобусы «ЛиАЗ-677», на районных - «ПАЗики», на дальние внутриобластные перевозки определили производимые во Львове «ЛАЗы», а на междугородных венгерские «Икарусы». 
Легендарные автобусы «ЛиАЗ-677» Ликинского автозавода были созданы специально для работы на городских маршрутах. По сравнению с предшественниками «ЛиАЗ-677» выглядел революционно: 110 пассажиров, просторный салон, пневмоподвеска, автоматическая КПП, гидроусилитель руля. В ПАТП шутили, что 677-й существенно улучшил семейную жизнь водителей - повертев баранку «ЛиАЗ-158» без усилителя, шофер дома не мог ни ведро вынести, ни гвоздь забить. Расположение двигателя позволяло ремонтировать его, не выходя из кабины, что было важным преимуществом зимой. Приводил автобус в движение семилитровый карбюраторный мотор от армейского «Урала».  
«ЛиАЗ-677» славился теплым салоном. Правда, труба отопителя проходила вдоль левого борта: сидевшие там пассажиры потели, в то время как их товарищи справа зябли. Заслонка переключения холодного и горячего воздуха была расположена неудобно, некоторые водители ленились ее передвигать и летом пассажиры маялись от жары. 
В салонах «ЛиАЗов» была невообразимая по нынешним временам вещь - билетная касса самообслуживания. В агрегат размером с почтовый ящик сверху опускались пятикопеечные монеты (от суда и пошла фраза «Будьте добры, передайте пятак на билет»), потом при помощи боковой рукоятки выкручивался и отрывался от ленты билет. За добросовестностью оплаты следили лишь соседи по салону и табличка «Совесть пассажира - лучший контролер». 
В конце ХХ века на городских маршрутах Шуи работали 40 автобусов «ЛиАЗ-677» и его последующих модификаций. Но и такого количества вместительных автобусов не хватало, чтобы без проблем перевести шуян к началу рабочей смены за реку на предприятия, а в конце рабочего дня – обратно. В часы пик автобусы ходили переполненными, а на остановка скапливались значительные толпы пассажиров. 
Ситуация усугубилась в 1995 году, когда было закрыто движение большегрузного транспорта по аварийному Октябрьскому мосту. Пришлось полностью перестроить исторически сложившуюся маршрутную сеть. Город оказался разделен рекой на две части, а городским автобусам приходилось, делать большой крюк по шуйской окружной дороге через Вантовый мост, (Лихушинский мост в то время еще не был принят в эксплуатацию).  
В условиях тяжелого экономического кризиса, охватившего Российскую Федерацию в 90-е годы прошлого века, Шуйское ПАТП не справилось с новыми вызовами. Автотранспортники пошли по пути сокращения числа маршрутов и количества машин на линиях. Автобусы стали работать только в утренние и вечерние часы. Число междугородних маршрутов сократили в два раза, из 25 пригородных - оставили 14. 
Деятельность городского пассажирского транспорта стала вызывать у шуян не только жалобы, но грозила вылиться в полномасштабные акции протеста. Чтобы снять социальную напряженность, городские власти решили привлечь к пассажирским перевозкам предпринимателей, и пустить по городу автобусы малой вместимости, такие как «ПАЗ», «Кубань», «КАВЗ», которые стали называть «маршрутками». Таким машинам было разрешено движение по аварийному Октябрьскому мосту. Новые автобусные маршруты составляли с учетом пожеланий жителей. Так в Шуе начала складываться современная маршрутная сеть. Уже к 2004 г. на городских маршрутах были задействованы 49 автобусов, из них 14 марки «ЛиАЗ» Шуйского ПАТП, и 35 марки «ПАЗ», принадлежащие частным  перевозчикам.  
Шуйское пассажирское предприятие не выдержало конкуренции. Сейчас городские, пригородные и междугородные перевозки в Шуе осуществляют предприниматели. В городе организовано 25 маршрутов городского пассажирского транспорта. На них задействованы автобусы, принадлежащие пяти частным перевозчикам. Обслуживают маршруты 32 автобуса марки «ПАЗ», по советской классификации машины «Город-село». Эра комфортабельных вместительных  городских автобусов в Шуе канула в Лету. 
Екатерина Бурлак, 
Валерия Шлыкова, 
школа №4, 10 класс 
 

От редакции: 

Этот краеведческий материал подготовили десятиклассницы школы №4. Сам по себе факт, что юные школьницы обратились к истории родного города, уже примечателен. Но есть у публикации и другой, скрытый, на первый взгляд, подтекст. Ученицы, возможно, и сами того не подозревая, вскрыли уникальный исторический пласт, который никто из наших краеведов, профессиональных историков, музейщиков по большому счету не брал в разработку – изучение современной нам истории.  
Этот период в шуйской историографии практически не исследован и слабо задокументирован. Пока еще живы свидетели событий этих лет. Но, к сожалению, мы не вечны… И пройдет совсем немного времени, когда вместе со «свидетелями века» уйдут и будут навсегда утрачены  многие уникальные факты новейшей истории. 
Поэтому «ШВ» обращается к своим читателям. Давайте вместе вспомним события недавних десятилетий, и начнем на страницах газеты создавать летопись нашей новейшей истории. Пишите в редакцию, делитесь своими воспоминаниями. Ибо не думать, не помнить об этом не вправе мы. Это наша общая биография.


Обсуждение

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение